Эксперты неоднозначно оценивают итоги третейской реформы, но надеются на улучшение.
29 марта 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», а также 10 декабря 2019 года было опубликовано постановление пленума Верховного суда РФ №53 «О выполнении содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража».
Данные документы, в первую очередь, призваны сделать Россию местом рассмотрения международных арбитражных споров.
С одной стороны, те высокие требования, которые введены изменениями в Федеральный закон, а так же разъяснены в постановлении пленума Верховного суда, должны повысить уровень доверие коммерческих организаций к третейским судам, поскольку на сегодняшний день стало очевидно, что принцип предоставления максимальной свободы в вопросах создания и деятельности арбитражных учреждений себя не оправдал.
С другой стороны, количество образованных третейских судов давно превысило разумные пределы, а деятельность таких учреждений невероятно далека от адекватного процесса разрешения споров, поскольку ими не обеспечивается беспристрастное рассмотрение споров, а также и равенство сторон.
При таких условиях, маловероятно, что изменения, на достижение которых была направлена третейская реформа, будут заметны в ближайшее время.
Необходимо отметить, что в России уже 80 лет успешно действуют Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, которые осуществляют функции международного коммерческого арбитража и имеют достаточно высокую репутацию.
Следовательно, третейская реформа сама по себе будет иметь успех и создание третейских судов на территории РФ будет возможно только после нескольких лет работы, которые должны сформировать доверие к этому институту. В противном случае, третейская реформа закончится с нулевыми результатами.