На заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации 11 июня 2019 года было принято Постановление «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Учитывая, что предыдущие изменения в указанное постановление Пленума ВС вносились почти пять лет назад, возникла объективная необходимость с учетом сложившейся судебной практики внести уточнения и детализировать признаки предмета преступлений, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями 222–223.1 Уголовного Кодекса РФ.

В частности, изменения и уточнения коснулись того, что понимается под огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, даны разъяснения о том, когда следует считать оконченным преступления, связанные с хищением огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также появилось разъяснение о возможности реабилитации лица, добровольно сдавшем оружие.

В очередной раз Пленум ВС РФ подчеркнул, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку и ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьям 222.1 и 223.1 Уголовного Кодекса РФ.

При этом, Пленум ВС РФ указал, что в случаях, когда в составе вооружения содержится взрывчатое вещество, предназначенное для производства взрыва, что действия с таким предметом квалифицируются по статьям 222.1 или ст. 223.1 Уголовного Кодекса РФ.

Под огнестрельным оружием, согласно внесенным изменениям, следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, независимо от калибра.

Кроме того, уточняется, что искровые разрядники не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222, 223, 224–226.1 УК РФ.

Также действие указанных статей уголовного закона не распространяется на противоправные действия с применением пневматического оружия, сигнальных, стартовых, строительно-монтажных пистолетов и револьверов, электрошоковых устройств, предметов, сертифицированных в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения.

Отдельно разъяснено, что в случае отсутствия поражающего элемента патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

При этом указано, что под боеприпасами понимаются все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический заряды либо их сочетание. 

Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ, к взрывчатым веществам относятся химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества энергии. 

К взрывным устройствам относятся промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Кроме того, Пленум ВС РФ дает дополнительное важное разъяснение о том, что к взрывным устройствам относятся также приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), даже если онихранятся отдельно от самого изделия.

В постановлении Пленума ВС РФ появилось дополнительное разъяснение о том, что добровольная сдача огнестрельного оружия не означает отсутствия состава преступления, поэтому прекращение уголовного дела и в соответствии с примечаниями к статьям уголовного закона не влечет реабилитацию лица, совершившего преступление.

Отдельно отмечено, что действия, связанные с хищениемогнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, образуют оконченный состав преступления с момента нападения с целью завладения этими предметами, соединенного с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия.

Также обращается внимание на то, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же огнестрельного оружия, боеприпасов, равно как и незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же взрывчатых веществ или взрывных устройств, не требуют самостоятельной квалификации каждого из незаконных действий по части 1–3 статьи 222 или по статье 222.1 Уголовного Кодекса РФ.

При этом, если лицом совершены незаконные действия, предметом которых одновременно являлись не только огнестрельное оружие, но и взрывчатые вещества или взрывные устройства, то содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 222 или 223 и 222.1 или 223.1 Уголовного Кодекса РФ.

В случае же когда помимо незаконных действий с огнестрельным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами лицом совершено их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу РФ, то содеянное требует дополнительной квалификации по статье 226.1 Уголовного Кодекса РФ.

Постановление Пленума ВС РФ вносит два новых пункта, которые во многом оставляют на судейское усмотрение вопрос об освобождении от уголовной ответственности, за преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 222 Уголовного Кодекса РФ.  

В частности указано, что при правовой оценке действий, образующих состав преступления, следует исходить из характера и степени общественной опасности содеянного и учитывать положения части 2 статьи 14 Уголовного Кодекса РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. 

Поэтому судам необходимо учитывать совокупность таких обстоятельств, как количественные характеристики и качественные показатели предмета, мотив и цель, которыми руководствовалось лицо, поведение, предшествующее совершению деяния и в период совершения деяния.

Таким образом, Постановление Пленума ВС РФ «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», направлено на уточнение обстоятельств, необходимых для правильного определения квалификации деяний, а также дает дополнительные разъяснения по противоречиям, возникающим в судебной практике по такого рода делам.

Комментарии закрыты