9 марта 2019 года вступят в силу изменения, касающиеся порядка образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений (далее – ПДАУ) на территории России (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе», далее – Закон № 531-ФЗ).

Основные поправки касаются процесса получения НКО и иностранными арбитражными учреждениями права осуществлять функции ПДАУ. Наиболее важным изменением является возможность обращения в постоянно действующий иностранный третейский суд на территории России. При этом в отличие от НКО иностранному арбитражному учреждению для получения права осуществлять функции ПДАУ требуется наличие широко признанной международной репутации, критерии которой определит Минюст России.

В настоящее время, до вступления изменений в силу, право на осуществление функций ПДАУ предоставляется НКО актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», далее – закон об арбитраже). Иностранному же арбитражному учреждению право на осуществление функций ПДАУ на территории РФ предоставляется, если оно имеет широко признанную международную репутацию (ч. 12 ст. 44 закона об арбитраже). Внесенные поправки исключают необходимость издания акта Правительством РФ (подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ). После их вступления в силу Минюст России будет предоставлять акт НКО и иностранному арбитражному учреждению на осуществление функций ПДАУ.

Важно отметить, что в редакции закона об арбитраже до 29 марта 2019 года не были учтены критерии, определяющие признанную репутацию иностранного арбитражного учреждения (ч. 8, ч. 12 ст. 44 закона об арбитраже). В новой редакции критерии также прямо не закреплены, однако имеется указание, что Минюст России определит их на основании рекомендации Совета (подп. «д» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ). В отношении иностранного арбитражного учреждения в новой редакции закона об арбитраже также предусмотрено, что право на осуществление функций ПДАУ предоставляется, только если оно включено в соответствующий перечень таких учреждений, утвержденный Минюстом России (подп. «г» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ). Кроме того, у него должно быть обособленное подразделение на территории России при осуществлении деятельности по администрированию арбитража внутренних споров (подп. «ж» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ).

Помимо этого до вступления правок в законную силу перечень документов, предоставляемый НКО и иностранным арбитражным учреждением или организацией для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации, и порядок их рассмотрения утверждается Минюстом России (ч. 5 ст. 44 закона об арбитраже). После 29 марта будет применяться исчерпывающий перечень документов для получения от Совета мотивированной рекомендации о предоставлении права или об его отказе на осуществление функций ПДАУ. Так, НКО должна подготовить следующие документы (подп. «ж» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ):

  • заявление о предоставлении права на осуществление функций ПДАУ;
  • выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее пяти рабочих дней до дня обращения с заявлением;
  • решение уполномоченного органа НКО о создании ПДАУ и об обращении с соответствующим заявлением;
  • заверенные правила ПДАУ;
  • сведения о председателе или ином должностном лице ПДАУ при его наличии (Ф. И. О., дата рождения, сведения об образовании и о профессиональной деятельности) и заверенная копия документа, подтверждающего назначение данного лица на должность, а также его письменное согласие на обработку персональных данных;
  • рекомендованный список арбитров ПДАУ;
  • письменные согласия лиц на включение в рекомендованный список арбитров и биографические справки со сведениями об образовании и о профессиональной деятельности указанных лиц, а также их письменное согласие на обработку персональных данных;
  • оригиналы или заверенные копии документов, подтверждающих наличие (сведения об отсутствии) у лиц, включенных в рекомендованный список арбитров высшего юридического образования, ученой степени по специальности, и (или) опыта разрешения гражданско-правовых споров в качестве судьи;
  • оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов и сведения об НКО и ее репутации, при которой создается ПДАУ, ее учредителях, участниках, финансовых, экономических и иных показателях деятельности НКО, ее проектах и проведенных мероприятиях;
  • опись представленных документов, подписанную уполномоченным лицом.

У иностранного арбитражного учреждения перечень документов значительно короче:

  • соответствующее заявление для предоставления права на осуществление функций ПДАУ,
  • справка с описанием истории и деятельности иностранного арбитражного учреждения,
  • выписка из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иной официальный документ, подтверждающий юридический статус организации,
  • правила арбитража корпоративных споров, если планируется осуществлять администрирование арбитража корпоративных споров,
  • документы, подтверждающие наличие на территории России обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения либо организации, если оно будет осуществлять администрирование арбитража внутренних споров.

Кроме этого, в действующей редакции закона об арбитраже не предусмотрен порядок принятия решения об отказе в представлении НКО, при которой создается ПДАУ, права на осуществлении функции ПДАУ и о включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, содержащий указание органа, принимающего такое решение, сроки, а также порядок уведомления их о наличии такого отказа (ч. 10 ст. 44 закона об арбитраже). В новой редакции законодатель предусмотрел следующий порядок получения отказа (подп. «з» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ):

  • Совет проводит заседание, по итогам которого выдает рекомендацию об отказе в предоставлении НКО, при которой создается ПДАУ, права на осуществление функций ПДАУ или отказе во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень таких учреждений, признаваемых ПДАУ;
  • в течение 15 рабочих дней с даты заседания Совета Минюст России принимает соответствующее мотивированное решение об отказе;
  • после этого Минюст России уведомляет НКО или иностранное арбитражное учреждение о принятом решении в течение трех рабочих дней с даты его принятия, а также возвращает в указанный срок все поданные документы;
  • полученный отказ может быть обжалован в суде.

Редакция закона об арбитраже, действующая до 29 марта 2019 года, запрещает организациям, не получившим право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, выполнять отдельные функции по администрированию арбитража, в том числе функции по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров (ч. 20 ст. 44 закона об арбитраже). Новая редакция запретила всем лицам, не получившим право на осуществление функций ПДАУ, не только выполнять отдельные функции по администрированию арбитража, но и иные действия, связанные с проведением третейского разбирательства, а также рекламировать в том числе в Интернете или публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража (подп. «л» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ).

Кроме того, в числе новшеств законодатель предоставил возможность третейским судам рассматривать споры, касающиеся управления юридическим лицом, включая те, которые вытекают из корпоративных договоров, и по искам о признании недействительными сделки, совершенные юридическим лицом, на основании заключенного арбитражного соглашения между сторонами. Также он вывел отношения, связанные с деятельностью ПДАУ по администрированию арбитража, из антимонопольного регулирования (п. 3 ст. 1, подп. «б» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ).

В целях повышения роли Совета в новой редакции закона об арбитраже предусмотрено наделение его полномочиями по обобщению практики применения законодательства о третейском разбирательстве (подп. «е» п. 4 ст. 1 Закона № 531-ФЗ).

Ссылка на статью на портале Гарант.

Комментарии закрыты