Россияне заработают на продаже своих предпочтений. Эксперты Фонда развития интернет-инициатив предлагают разрешить бизнесу выкупать персональные данные человека и в дальнейшем использовать их по своему усмотрению. По оценке авторов идеи, граждане смогут зарабатывать на продаже информации о себе до 60 000 рублей в год. Специалисты называют идею интересной, но нереальной, поскольку личные данные и так регулярно попадают в Интернет. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.

Гражданам предложили новый способ заработать. Пользователи сами смогут продавать компаниям информацию о себе. Новый «товар» предлагают назвать «деперсонализированные данные». Главное в них – не возраст и пол, а предпочтения конкретного человека. Например, какие товары он чаще заказывает, его средний чек на покупку или услугу, объясняет зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. Именно эти данные планируется пустить в коммерческий оборот.

СВИНЦОВ: Например, молодёжь больше интересуется видео, больше посещает определённые сайты. И в случае если эти данные будут доступны для анализа не только тем компаниям, которые их собирают, но и другим, это позволит огромному количеству компаний более точно настраивать свои рекламные кампании. То есть им будет понятно, что граждане больше употребляют такого хлеба, такого молока, больше посещают вот такие магазины.

Схема выглядит так: человек продаёт всю информацию о себе одной компании, а та предлагает купить её другим. Например, о тратах в Сети – онлайн-ретейлерам, планах на покупку машины – автодилерам и так далее. Эксперты Фонда развития интернет-инициатив рассчитали, сколько можно на этом заработать. По их оценке, каждый россиянин, дав своё согласие на продажу информации о себе, будет получать от 15 000 до 60 000 рублей в год. Бизнес также сможет заработать, продвигая свой товар конкретному покупателю, а государство получит дополнительную прибыль, так как граждане будут платить налог с необременительного дохода. Гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков полагает, что возможная выручка от продажи личных данных сильно преувеличена. Объем этого рынка не дотягивает и до миллиарда рублей. Если «раскидать» его на всех, в лучшем случае граждане единоразово заработают пару тысяч рублей.

КУСКОВ: Человек человеку рознь: кто-то за всё время купит одну коробку конфет, а другой с помощью интернет-торговли покупает на десятки тысяч рублей в месяц. Думаю, пока в лучшем случае у самых крупных клиентов данные могут стоить несколько тысяч рублей.

Сегодня непонятно, кому «принадлежат» предпочтения человека. Их собирают интернет-провайдеры, сотовые операторы, банки, поликлиники – все, кому гражданин дал согласие на обработку своих персональных данных. Смысла требовать за это деньги нет, поскольку такие сведения регулярно «сливаются» в Сеть без нашего согласия, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Скрипка.

СКРИПКА: Любую информацию о себе человек, который желает её продать, может это сделать и по действующему закону. Может быть, это будет чуть более упрощенно. В принципе купить персональные данные граждан не представляет никакой проблемы, и я не думаю, что кто-то захочет их покупать легально, когда за небольшие деньги в Интернете можно купить огромные базы данных и начинать обзванивать, делать спам-рассылку и предлагать какие-то услуги.

Простой гражданин не сможет проконтролировать все сделки с его личными данными, говорят эксперты. А коммерсантам их обработка обойдётся дороже, чем процент, который надо перечислить гражданину. И, похоже, что эта идея так и останется красивой сказкой о доходе «из воздуха».

Ссылка на запись эфира Радио Вести ФМ.

Комментарии закрыты