Фонд развития интернет-инициатив предложил предоставить россиянам возможность продавать свои персональные данные. Этот продукт оценили в 15–60 тысяч рублей в год.
По мнению Фонда, сейчас в законе «Об информации» нет однозначного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные. Это приводит к тому, что операторы передают данные о клиентах на коммерческой основе без согласия субъекта. «ВМ» спросила у специалиста, как на данный момент компании могут соответствующими сведениями распоряжаться.
— Наши персональные данные не принадлежат юридическим лицам, которым мы предоставляем информацию. Кроме того, мы никаким образом и не передаем им право собственности. Однако очень часто предоставляем право на обработку этих данных и дальнейшее их использование, — пояснил юрист Игорь Скрипка.
По словам специалиста, зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда, например, другие банки передают друг другу персональную информацию.
— Это может быть рассылка, звонки. На вопрос «Откуда у вас мой номер телефона?» они отвечают, что являются партнером банка, с которым вы подписали соглашение на обработку персональных данных. Оспорить это достаточно сложно, — сказал эксперт. — Однако подчеркну еще раз: право собственности на данные мы никогда не передаем третьим юридическим лицам.
Игорь Скрипка считает, что продавать персональные данные, то есть реализовывать инициативу ФРИИ, — прямое нарушение закона.
— Мы разрешаем их только обрабатывать. Фактически это происходит для нашей личной пользы, чтобы банк или сотовый оператор, к примеру, могли делать нам более выгодные предложения и понимали свою аудиторию и осознавали, с какой категорией потребителей они работают, но не более того, — подытожил эксперт.