Центробанк и ФАС рассматривают предложение о том, чтобы приравнять их к банковским картам. В ряде случаев магазины должны будут выдавать такие условно-денежные подарки только по паспорту. Авторы проекта говорят, что подарочные сертификаты используют в криминальных целях: с их помощью можно отмывать и обналичивать деньги. Представители торговых сетей не соглашаются с этим. Они говорят, что ужесточение правил ударит по обычным гражданам. Кому и чем именно помешали подарочные карты – разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Подарочная карта по функционалу мало чем отличается от кредитки. С нее нельзя снять деньги, но можно пополнить практически на любую сумму, затем получить товар, вернуть его обратно или продать, а можно продать и саму карту – в Интернете это очень популярный вид объявлений. Известны случаи, когда некий магазин выпускал сертификат от неизвестного лица другому неизвестному лицу, при этом карта была номиналом в миллион рублей и с функцией многократного пополнения. Конечно, можно допустить, что это просто чей-то щедрый подарок, но больше похоже на схему по обналичиванию средств, рассуждает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
НИГМАТУЛЛИН: Компания может выпускать такие карты, отображать в отчетности, что она передает их на определенную сумму денег своим партнерам в качестве оплаты за товары и услуги. А на самом деле не передает. Карты потом продаются по сниженному номиналу через тот же «Авито» и прочих. Неотрегулированность рынка способствует развитию теневой экономики.
Проблемой фиктивных подарочных карт занялась Национальная платежная ассоциация – она направила свои предложения в Росфинмониторинг и ФАС, чтобы те закрыли лазейку. Предлагается два варианта, но, по сути, оба состоят в том, что дарителя и получателя должны будут идентифицировать по паспорту. Например, вместо безымянных карточек и сертификатов магазины должны будут выпускать клиентам так называемые предоплаченные карты. Это чисто банковский пластик, и у него лимит на пополнение в 15 тысяч рублей.
Второй возможный вариант – «сам подарил, сам и обналичил». То есть, чтобы поменять сертификат на какой-то товар, даритель должен лично присутствовать в магазине вместе с тем, на кого он выписал подарок. Но тут есть важная оговорка: все это касается случаев, когда дарителем выступает юридическое лицо, поясняет исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова.
МИХАЙЛОВА: Первый момент, на который мы и обратили основное внимание, касается такого явления, как оптовые закупки таких карт – когда юрлицо по безналичному расчету вносит аванс за большое число сертификатов сразу. Такого рода расчеты как раз и позволяют затем использовать полученные подарочные карты как платежное средство.
Представители торговых сетей и ассоциаций были возмущены подобными предложениями. Они говорят, что если что-то похожее будет распространяться и на физических лиц, то это убьет саму идею подарочной карты. Проще уж тогда вручить конверт с деньгами и не связываться ни с какими сертификатами, говорит руководитель кластера электронной коммерции РАЭК Иван Кургузов.
КУРГУЗОВ: Этот рынок не теневой и не гигантский, он достаточно прозрачен и понятно устроен. То, что подарочный сертификат работает на предъявителя, это его огромный плюс. Когда человек хочет сделать подарок или сюрприз, он не хочет заранее фиксировать фамилию того, кому он будет дарить.
Впрочем, эксперты говорят, что вероятность принятия такого закона не очень велика. В Центробанке заявили, что не первый раз получают подобные предложения и относятся к ним с большой осторожностью. С точки зрения закона подарочные карты не являются такой уж большой лазейкой. К любой фирме, которая использует сертификатные схемы, рано или поздно возникнут вопросы у налоговой службы. Компании придется объяснить происхождение подаренных ей денег либо (в обратной ситуации) причину, по которой оплаченные подарки не были получены.
Вообще, покупка сертификата – это аванс от клиента, и правила его использования четко прописаны в законах, замечает адвокат Игорь Скрипка.
СКРИПКА: Везде, где есть возможность обменять денежные средства в обезличенную форму, существует возможность использования этой схемы в коррупционных целях. Но будем откровенны: наличие любого товара дает возможность использовать его в коррупционных целях. Гражданский кодекс здесь все уже давно урегулировал. Новая инициатива сводится к тому, что для борьбы с коррупцией надо вообще отменить деньги.
Эксперты сомневаются, что запрет на подарочные карты будет работать. Бумажные и пластиковые сертификаты еще можно как-то приравнять к банковским продуктам, но виртуальные карты (а таких все больше) отследить очень трудно. По сути, клиент получает цифровой или буквенный код в виде СМС, к которому привязана некая сумма. Он сам (или другой человек) может по этому коду закупиться в конкретном магазине.
Ранее звучали предложения ограничить хотя бы размер подарочных карт. Но это тоже не сработало. Выяснилось, что у некоторых магазинов, например, брендовой одежды и ювелирных изделий, стандартный размер подарка – на сотни тысяч рублей. И людям просто не хватает стандартных 15 тысяч, которые банки позволяют дарить анонимно.