В настоящее время учредитель юридического лица, которое было признано банкротом и за которым остались долги, в том числе и перед налоговыми органами, не имеет права в течение трех лет учреждать новые компании.
При этом, если компания с долгами уже ликвидирована, учредитель просто не может погасить долги ликвидированного ООО из своего кармана, чтобы не ждать три года, когда он снова сможет заняться бизнесом.
Следует отметить, что далеко не все случаи банкротства и ликвидации юридических лиц связаны с выводом активов либо иными незаконными действиями. Всегда существует вероятность форс-мажора, в том числе и таких явлений, как санкции со стороны иностранных государств либо ответных мер в виде эмбарго.
Однако на сегодняшний день добросовестный предприниматель, имеющий за спиной историю в виде ликвидированной компании с непогашенными долгами, на три года фактически от участия в предпринимательской деятельности отстранен.
Учитывая сложившуюся ситуацию, к июню 2019 года планируется представить на рассмотрение правительства законопроект на основе разработанного Минэкономразвития плана «Трансформации делового климата» (ТДК).
Согласно плану ТДК планируется принять Федеральный Закон, который позволит предпринимателям оплачивать долги своих ликвидированных компаний.
Данная мера позволит, с одной стороны, добросовестным предпринимателям продолжать заниматься бизнесом и укреплять экономическое развитие в стране.
С другой стороны, бюджет РФ будет пополняться за счет поступающих средств.
Конечно же, Федеральная налоговая служба и сейчас имеет достаточные полномочия для взыскания налоговых задолженностей с руководителя ликвидированной компании и учредителей, однако на практике ФНС обращается в суды только по вопросам взыскания очень крупных задолженностей, а полученные судебные решения далеко не всегда возможно исполнить.
Без принятия соответствующего Федерального закона даже у добросовестного предпринимателя на сегодняшний день отсутствует необходимость оплачивать долги ликвидированной компании, поскольку, во-первых, это невозможно сделать законным путем, во-вторых, какой смысл оплачивать эти задолженности, если новую компанию ближайшие три года все равно не открыть.
Согласно плану ТДК любой учредитель ликвидированной компании сможет оплатить долги и каких-либо особых критериев отбора не предусматривается, хотя скорее всего такая возможность по большей части заинтересует крупный и средний бизнес. В любом случае, остается много вопросов к данному разделу плана ТДК, на которые сможет ответить только детальный законопроект.
В частности, не ясно, получат ли предприниматели, заплатившие долги ликвидированной компании, оспаривать сделки, когда имущество компании на стадии конкурсного управления было продано по крайне низкой цене либо утрачено вовсе.
Смогут ли предприниматели в таком случае сохранять за собой неимущественные права такие как право на фирменное наименование, технические разработки и т.п.
Фактически на сегодняшний день план ТДК предусматривает только право предпринимателя не ждать три года и продолжать заниматься бизнесом. Будут ли у предпринимателей иные права в отношении ликвидированного юридического лица, пока не понятно.